- Дезадаптация
- — психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой соц. ситуации.
С.А.Беличева в зависимости от природы, характера и степени нарушений социальной адаптации выделяет:
1) патогенную дезадаптацию, возникающую при отклонениях психического развития и нервно-психических заболеваниях, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы;
2) психосоциальную дезадаптацию, связанную с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащегося (кризисные явления, акцентуации характера, особенности эмоционально-волевой, познавательной и мотивационной сфер). Эти особенности обусловливают его определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях семьи, учебного заведения и других социальных учреждений;
3) социальную дезадаптацию, выражающуюся в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. При нарушении процесса социализации наблюдается такое явление, как учебная дезадаптация учащегося, которая выражается в его стойкой учебной неуспешности, разрывом связей с учебным заведением, ведущей к несформированности у личности познавательных мотивов, интересов и учебных навыков
Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся». 2005.